ОДНА КОРОВА - ОДИН ДЕНЬ или немного о взаимопомощи Ух, сколько мнений в комментариях к предыдущему ролику! Прямо битва! Занимательно было читать) Проясню. Моя идея состоит в том, чтобы взять из традиционной культуры самое нужное. Не самое хорошее, а именно самое нужное. Потому что мы все разные. И то, что подходит одному, совершенно не подойдет другому. Услышьте пожалуйста эту мысль. Тема взаимопомощи очень широкая и ооочень интересная, давайте сегодня об этом поговорим? Никого не призываю возвращаться в XIX век, но рекомендую дочитать этот текст до конца. За основу я возьму жизнь крестьян XIX века, а вот примеры приведу аж из XXI - то время когда я жила в деревне и видела взаимопомощь своими глазами. Итак, пОмочи. Это не просто взаимопомощь, а целый обычай, главной идеей которого является совместный, неоплачиваемый труд крестьян одной общины. Существовало несколько типов помочей. Тип первый : поочерёдная помощь всей общиной всем общинникам. Я застала время, когда в селе было большое стадо. Каждая семья по очереди стерегла это стадо (собирала утром, выгоняла на бугор, провожала в стойло, к реке, вечером разгоняла по селу). Сколько коров у хозяев - столько дней они стерегут всё стадо. Одно время у моей крёстной было три коровы и мы стерегли три дня подряд. И так по кругу каждая семья, где есть корова. Тип второй: участие всех (или почти всех) членов общины в хозяйстве одного человека. В XIX веке такое решение принималось на общинном сходе. Обычно такая помощь нужна была при большой беде : сиротстве, пожаре, болезни множества членов семьи. В XXI веке такую помощь я наблюдала в деревне именно погорельцам. Когда за несколько дней для людей то, что им было нужно для жизни и иногда даже находили дом. Тип третий : когда один человек затевает большое дело, ему нужна помощь и он зовёт людей для этого сам В моём детстве так выполняли сложные работы, которые желательно успеть выполнить за один день. Например сложить сено или выкопать картошку. Женщины и мужчины договаривались у кого когда копают и приходили со своими вёдрами и перчатками. Таким образом, даже на большом огороде можно выкопать картошку за один день. Один день у одних хозяев, другой - у других. Три интересных вещи про помочи в XIX веке ☀️Сколько это времени могли занимать помочи? В одних районах время для помочей было определено обычаем, в других - могло меняться. Например, в Тверской, Владимирской и Симбирской губерниях помогали строго до полудня. В некоторых районах Ярославской, Пермской и Архангельской губерний помочи могли продолжаться вплоть до вечера, а в Вытегорском и Каргопольском уездах Олонецкой губернии помочи чаще всего устраивались в праздничные дни после обеда. ☀️Для чего люди ходили помогать? Исследователи отмечают в этом обычае нравственную составляющую. «Безусловно обязательною для себя крестьяне помочь не считают, но нравственная обязательность помочи так глубоко ими осознаётся, что отказа в помочи почти не бывает» Мураевенская волость Рязанской губернии 1877 год. «Умей говорить нет. Учись отказывать.» Говорим сейчас мы. Идём дальше. В Новогородской губернии помочь погорельцу - «обыкновенное явление». Здесь «ни найдется ни одного, просящего милостыню», так как «даже погорельцы не ходят за подаянием, а ждут, и уверены, что каждый сам приедет к ним с помощью по силе и возможности» 1878 г. ☀️Чем хозяин благодарил за помощь? Угощал! В Новогородской губернии (Уфтюжский уезд) помочане приходили с утра к дому хозяина артелями. Их кормили, обносили пивом, просили пожаловать на работу. Иногда хозяин устраивал столы уже после работы, когда дело сделано, чтобы отблагодарить помочан. Если же место, где нужна была помощь было далеко от дома (лес, поле), то обед привозили прямо к месту. У меня ещё есть несколько историй про помочи XXI века, я поделюсь ими у себя в телеграм-канале. Ссылка на него в комментариях. В заключении. Сейчас, когда картошку сажают в меньших количествах, а сено часто покупают, деревенские помочи, почти ушли. Так же, как уходит с лица земли деревня. Это не хорошо и не плохо, просто так есть. В городах подобной работы нет, а потому живём мы сейчас чаще всего обособлено. Но вот вопрос, нам это нужно сейчас? Хорошо ли это? Или? Поделитесь своими мыслями⬇️ P. S. Фото Сергея Михайловича Прокудина-Горского.

Теги других блогов: взаимопомощь XIX век крестьяне